Cruellacruella@tut.by Беларусь, Бобруйск
|
|
Галина Николаевна Ковалева, Заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности МНС отвечает на вопросыСвиток: Вопрос Ответ Обязан ли индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов), получать квалификационный аттестат налогового консультанта? Вправе ли он и далее оказывать указанные услуги без квалификационного аттестата налогового консультанта?
Указом N 338 предусмотрено введение в Республике Беларусь института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности. Налоговое консультирование, в частности, включает оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, и подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом N 338.
Подпунктом 1.6 Указа N 338 предусмотрен переходный период для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не являющихся налоговыми консультантами, осуществляющих на день вступления в силу данного подпункта (24.12.2017)деятельность по налоговому консультированию. Они вправе осуществлять такую деятельность по 31.12.2018.
Следует отметить, что действие Указа N 338 не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых индивидуальными предпринимателями на основании договора. При этом под отчетностью следует понимать отчетность, составление которой предусмотрено гл. 3 Закона от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» <*>.
Оказание услуг по ведению налогового учета, в том числе составлению налоговых деклараций (расчетов), не подпадает под действие подп. 1.5 Указа N 338. В связи с этим при оказании данных услуг после 01.01.2019 индивидуальному предпринимателю необходимо руководствоваться положениями Указа N 338 и обеспечить выполнение всех его требований, в частности, требования о наличии квалификационного аттестата налогового консультанта.
Индивидуальный предприниматель планирует в июне 2018 г. начать оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также составлению налоговых деклараций (расчетов). Вправе ли данный предприниматель оказывать эти услуги без квалификационного аттестата налогового консультанта в течение 2018 г.?
Нет, не вправе. Налоговое консультирование включает оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, и подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом N 338.
Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но не являющиеся налоговыми консультантами, осуществляющие по состоянию на 24.12.2017 деятельность по налоговому консультированию, могут продолжить работать без наличия квалификационного аттестата налогового консультанта по 31.12.2018 <*>.
Поскольку в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель по состоянию на 24.12.2017 не оказывал услуг по налоговому консультированию, на него не распространяется положение подп. 1.6 Указа N 338. При осуществлении деятельности по налоговому консультированию он обязан соблюсти все требования и условия, установленные Указом N 338.
Обязан ли главный бухгалтер коммерческой организации, состоящий в штате этой организации, получать квалификационный аттестат налогового консультанта, чтобы иметь право подавать налоговые декларации (расчеты) своей организации?
Нет, не обязан. В соответствии с положениями Указа N 338 оказание услуг по налоговому консультированию — это один из видов предпринимательской деятельности. В то время как главный бухгалтер коммерческой организации, состоящий в штате этой организации, исполняет возложенные на него в соответствии с законодательством и должностной инструкцией обязанности. Следовательно, главному бухгалтеру коммерческой организации не нужен квалификационный аттестат налогового консультанта для представления налоговых деклараций (расчетов).
Обязана ли организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета, иметь в штате налоговых консультантов?
Действие Указа N 338 не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора <*>.
Таким образом, если организация оказывает услуги только по ведению бухгалтерского учета, на нее не распространяются положения Указа N 338.
Следует отметить, что налоговое консультирование включает оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, и подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом N 338 <*>.
Таким образом, в случае оказания услуг по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций (расчетов), организация обязана соблюдать все требования и условия, установленные Указом N 338.
Вот хочется спросить у нее, не слишком ли жирно ИП бухгалтеру, который ведет бух учет получать статус налогового консультанта только для того чтобы 1 раз в квартал отправить в ИМНС 1...2 налоговые декларации?!
И что такими требованиями хотят добиться? Чтобы ИП-бухгалтера скрывались и не платили налоги? Или чтобы организации брали официально и платили 35% фсзн?!
кто на форуме планирует получать аттестат? |
|
|