|
|
Цитата: - напомню, что только работающим по КОНТРАКТУ можно выплачивать з/п 1 раз в месяц, а работающим по обычному тр.договору наниматель ОБЯЗАН выплачивать з/п не менее 2 раз в месяц (= з/п за первую половину месяца, так называемый "аванс", + потом окончательный расчет за месяц).
О.Н. добрый вечер! Свиток: А вот иное толкование.. Периодичность и сроки выплаты заработной платы и отпускных
Вопросы периодичности и сроков выплаты заработной платы и отпускных являются весьма существенными с точки зрения соблюдения трудового законодательства. Нарушения в этой области могут повлечь неблагоприятные последствия для нанимателей. Поскольку в законодательстве существует некоторая путаница, попытаемся рассмотреть эти вопросы детально.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК) в трудовых договорах, заключенных на неопределенный срок, необходимо предусматривать выплату заработной платы 2 раза в месяц, а выплату среднего заработка за все время трудового отпуска - не позднее чем за 2 дня до начала трудового отпуска. В то же время для контрактов, то есть для трудовых договоров, заключаемых в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет) и ТК, возможно предусматривать выплату заработной платы как минимум 1 раз в месяц, а выплату среднего заработка за все время трудового отпуска - не позднее чем за 1 день до начала трудового отпуска.
В зависимости от субъекта, осуществляющего толкование нормативного правового акта, выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Декрет был разъяснен Указом Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее - Указ № 180). Разъяснения приведены в отношении контрактов. Следовательно, сфера применения норм Декрета Указом № 180 не ограничена. Кроме того, существует Письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 17.05.2004 № 04-10/52 «Рекомендации о порядке и условиях заключения контрактов с работниками», которое указывает на то, что основным нормативным правовым актом о контрактах является Декрет. Таким образом, данное письмо также не ограничивает сферу применения норм Декрета. Помимо этого, письмо не является официальным толкованием его норм. Следовательно, официальная позиция законодателя может быть истолкована как ограничительно, так и расширительно, понимая под расширительным толкованием применение норм Декрета ко всем трудовым договорам.
Необходимо остановиться на юридической силе, сфере действия указанных нормативных правовых актов и факте наличия различных норм по одному и тому же правовому вопросу.
В соответствии со ст. 137 Конституции Республики Беларусь в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Кроме того, последний абзац ст. 7 ТК показывает ключевую мысль законодателя по данному вопросу и гласит, что в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников. С учетом того, что Декрет имеет большую юридическую силу, чем ТК, его нормы будут иметь приоритет в случае их расхождения с нормами ТК, даже несмотря на то, что они устанавливают менее льготные условия для работников.
Для разрешения вопроса о сфере применения ТК и Декрета следует сказать, что согласно ст. 7 ТК Декрет будет источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Далее перейдем непосредственно к нормам Декрета.
Во-первых, следует остановиться на структуре Декрета, который содержит преамбулу и 14 пунктов. Согласно преамбуле Декрета, данный документ принят в целях совершенствования организации труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений. ТК указывает, что трудовые отношения основываются прежде всего на трудовом договоре. Из 14 пунктов Декрета непосредственно контракту посвящены только п. 1 и 2. Остальные нормы Декрета, за исключением процедурных, посвящены совершенствованию трудовых отношений в общем их виде, без указания на какое-либо их основание, будь то контракт или трудовой договор. Следовательно, структурный анализ Декрета показывает, что каждый его пункт может содержать нормы, которые как относятся к контракту, так и непосредственно к нему не относятся и подлежат самостоятельному применению.
Согласно п. 2 Декрета контракт, заключенный с работником, должен предусматривать срок и периодичность (не реже одного раза в месяц) выплаты заработной платы. Следовательно, данная норма предоставляет право нанимателям, заключившим с работниками контракт, выплачивать им заработную плату не реже одного раза в месяц, в отличие от нормы ст. 73 ТК. Заметьте, что о выплате среднего заработка за некое количество дней до начала отпуска в п. 2 Декрета речи не идет.
Пункт 4 Декрета говорит, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц. Указанная норма дает, на наш взгляд, право нанимателям выплачивать заработную плату работникам не реже одного раза в месяц вне зависимости от того, какой вид трудового договора заключен с работниками. Об этом говорит то, что законодатель прямо поименовал как трудовой договор, так и контракт, и совершенно верно заключил в скобки такую разновидность трудового договора, как контракт. Если бы законодатель пожелал предоставить такое право только нанимателям, заключившим с работниками контракт, то, во-первых, повторение нормы п. 2. Декрета в п. 4 Декрета представляется нам излишним, а во-вторых, в п. 4 Декрета был бы поименован именно контракт.
Пункт 4 Декрета устанавливает, что средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска. Полагаем, что данная норма п. 4 Декрета также распространяет свое действие на трудовые отношения, основанные на любой разновидности трудового договора.
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что применение мер ответственности согласно ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях к нанимателям, выплачивающим заработную плату работникам один раз в месяц и выплачивающим средний заработок за один день до начала отпуска, представляется необоснованным и является нарушением законодательства в случае, если в соответствующих коллективных договорах (соглашениях) и трудовых договорах (контрактах) установлены именно такие срок и периодичность данных выплат.
Василий РЯУЗОВ,
юрисконсульт ООО «Компания «Юридические технологии»,
Член ОО «Белорусский республиканский Союз юристов»
04.05.2010 |
|
|