|
|
Свиток: Исполнение обязанностей руководителя его штатным заместителем Если у руководителя есть заместитель, то чаще всего обязанность временно исполнять полномочия руководителя ложится на него. Иными словами, функции руководителя организации выполняет его штатный заместитель. Такой порядок, как правило, закрепляется в учредительных документах организации, должностной инструкции заместителя руководителя и трудовом договоре с ним.
Согласно ч. 8 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих1 на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.). Таким образом, заместитель руководителя исполняет обязанности руководителя в силу своего должностного положения без освобождения от своих основных обязанностей. В этом случае специального приказа о возложении обязанностей руководителя на его заместителя не требуется. Доплата заместителю за выполнение им обязанностей временно отсутствующего руководителя производиться не будет.
Если в соответствии со штатным расписанием у руководителя организации несколько заместителей, то распределение должностных обязанностей между ними, как правило, осуществляется на основании специального приказа (распоряжения) нанимателя, в котором обязанность выполнять функцию руководителя на время его отсутствия возлагается на одного из них. Свиток: Приказ или доверенность На практике часто возникает вопрос, необходимо ли выдавать доверенность лицу, исполняющему обязанности временно отсутствующего руководителя. Для начала обратим внимание, что доверенность (в отличие от приказа) – понятие гражданского, а не трудового права.
Доверенность предназначена для регулирования внешних отношений организации с третьими лицами, приказ же необходим для взаимоотношений внутри организации. Таким образом, до тех пор, пока действия лица, выполняющего обязанности руководителя, не выходят за рамки организации, доверенность не нужна. По доверенности должны передаваться полномочия по заключению договоров с контрагентами, проведению переговоров, представлению интересов организации в суде и иных государственных органах, подписанию исковых заявлений, банковских документов, бухгалтерской и налоговой отчетности и иной документации, представляемой третьим лицам. Доверенность должна выдаваться как штатному заместителю руководителя, так и иному лицу, замещающему временно отсутствующего руководителя (в случае отсутствия штатного заместителя). Объем полномочий, которыми обладают указанные лица, определяется на основании доверенности, подписанной руководителем и скрепленной печатью организации. Свиток: Подписание документов лицом, исполняющим обязанности руководителя На практике часто возникает вопрос, какая должность должна указываться лицом, исполняющим обязанности руководителя, при подписании документов.
В соответствии с п. 57 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (далее – Инструкция по делопроизводству) в реквизите «Подпись» указываются фактическая должность лица, подписавшего (утвердившего, согласовавшего) документ, его инициалы и фамилия.
При заместительстве руководителя организации его штатным заместителем, временном переводе в связи с производственной необходимостью, выполнении работником обязанностей временно отсутствующего руководителя без освобождения от своей основной работы за замещающим работником, как правило, сохраняется его прежняя должность. Эта должность указана в трудовом договоре, трудовой книжке и др. кадровой документации. При данных способах замещения изменения в указанные документы не вносятся.
В случае выполнения обязанностей руководителя его штатным заместителем на основании учредительных документов, должностной инструкции в реквизите «Подпись» указывается должность заместителя. Допускается использование сокращения «Зам.» («заместитель»).
Важно
Не допускается ставить предлог «За» или косую черту перед наименованием должности.
Обратим внимание, что ни в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих»3, ни в выпусках Единых квалификационных справочников должностей служащих не предусмотрена должность «исполняющий обязанности».
В то же время Инструкция по делопроизводству допускает использование сокращения «И.о.» (исполняющий обязанности).
В то же время Инструкция по делопроизводству допускает использование сокращения «И.о.» (исполняющий обязанности).
Рекомендуем для большей информативности о работнике, подписывающем документы вместо руководителя, указывать как его временный статус – и.о. (исполняющий обязанности), – так и его фактическую должность.
Неправильный пример:
«За» или /Директор Самсонов А.А.Самсонов
Правильный пример:
И.о. директора —
зам. директора по продажам Самсонов А.А.Самсонов
Если работник принят на работу или переведен на должность руководителя на условиях срочного трудового договора (на время выполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя), он фактически является руководителем организации. Следовательно, при подписании документов указывается должность руководителя.
Важно
При подготовке документов на подпись лицу, исполняющему обязанности руководителя, необходимо изменять в бланках наименование должности и расшифровывать подпись. Несовпадение должности, подписи и расшифровки приведет к недействительности документа. |
|
|