В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Кадровик.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 
RSS Печать

Передача запчастей заказчиком на ремонт авто

Рубрика: Бухгалтерский учет
Ответов: 169

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Snejinka
Статус неизвестенSnejinka
[e-mail скрыт]
Беларусь
#91[496121] 10 апреля 2012, 17:05
Ежик в кактусах писал(а):
Только что села разбираться по просьбе директора со своим СТО и вот что нарыла по этому поводу:
Свиток: Наценка на запчасти

ВОПРОС: Организация занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых и грузовых автомобилей иностранного производства. Для осуществления этой деятельности в наличии всегда имеются моторные масла известных зарубежных фирм и наиболее часто заменяемые запасные части и узлы к ремонтируемым (обслуживаемым) маркам автомобилей, закупаемые и ввозимые организацией из-за пределов Республики Беларусь.
По какой стоимости с 29 октября 2009 г. импортируемые расходные материалы, запасные части и узлы должны указываться в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобилей, если заказчиками этих услуг являются: 1) юридические лица и индивидуальные предприниматели; 2) физические лица (население)?

ОТВЕТ: Если оказание услуг (работ) сопровождается использованием товаров иностранного происхождения, то при формировании тарифов на эти услуги (работы) необходимо учитывать положения п.12 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (в редакции постановления Минэкономики РБ от 19.08.2009 № 141, далее - Инструкция № 183).
В соответствии с частью первой п.12 Инструкции № 183 отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные импортерами для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются исходя из контрактных цен и принимаемых в расчет расходов (таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам) с добавлением к ним надбавки, определяемой с учетом конъюнктуры рынка.
Исключение составляют товары иностранного происхождения, предназначенные для последующей реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях, а также товары, перечисленные в приложении 1 к Инструкции № 183 (примечание). Отпускные цены на такие товары формируются импортерами путем добавления надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен и принимаемых в расчет расходов (часть вторая п.12 Инструкции № 183).
Кроме того, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономики РБ от 29.10.2009 № 12-01-09/5678 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 19 августа 2009 г. № 141» (далее - письмо № 12-01-09/5678). В частности, согласно п.3 письма № 12-01-09/5678 стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, закупленных субъектами предпринимательской деятельности по договорам с нерезидентами Республики Беларусь и используемых ими при оказании услуг (выполнении работ), включается в тарифы на услуги (работы) или дополнительно оплачивается по ценам, определяемым с ограничением оптовой надбавки в размере не более 30 %, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, также должны руководствоваться нормативным документом прямого действия, которым является Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 (далее - Инструкция № 23).
Так, в п.10 Инструкции № 23 указано, что стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, непосредственно используемых при оказании услуг, в тарифы на услуги не включается, а оплачивается заказчиками дополнительно.
При этом в случае использования материалов, запасных частей, узлов и агрегатов импортного производства, закупленных субъектами предпринимательской деятельности по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, их стоимость дополнительно оплачивается заказчиками по ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка (п.12 Инструкции № 23).
Анализ положений упомянутых выше документов с учетом норм ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З) позволяет сформулировать следующие заключения:
1) если заказчиками услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, то указываемая в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 и дополнительно оплачиваемая заказчиком стоимость использованных при оказании этих услуг материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, рассчитывается с применением оптовой надбавки в размере не более 30 %. Другими словами, эта стоимость формируется в соответствии с указаниями части второй п.12 Инструкции № 183. Разъяснения, приведенные в п.3 письма № 12-01-09/5678, данным указаниям не противоречат и также могут применяться.
Сделанный вывод основан на следующем. Статьей 10 Закона № 361-З предусмотрено, что новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа. Так как постановление Минэкономики РБ от 19.08.2009 № 141, изложившее п.12 Инструкции № 183 в новой редакции, принято (издано) позднее Инструкции № 23, приоритет по рассматриваемому вопросу отдается Инструкции № 183;
2) если услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей оказываются физическим лицам (населению), то указываемая в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 и дополнительно оплачиваемая заказчиком стоимость использованных при этом материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, устанавливается на основании указаний части первой п.12 Инструкции № 183 и п.12 Инструкции № 23, т.е. с учетом конъюнктуры рынка. Положения п.3 письма № 12-01-09/5678 в данном случае не применяются, поскольку, во-первых, оно уступает по юридической силе Инструкции № 183 и Инструкции № 23, и, во-вторых, в нем сделано исключение для ситуаций, когда законодательством Республики Беларусь установлено иное.
В заключение стоит напомнить, что контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Нацбанка РБ на дату формирования цены (часть третья п.12 Инструкции № 183). При этом дата формирования цены не всегда может совпадать с датой таможенного оформления ввезенных товарно-материальных ценностей (цена может быть сформирована позднее).

Примечание. В приложении 1 к Инструкции № 183 материалы, запасные части, узлы и агрегаты к автомобилям не названы.

30.11.2009 г.

Сергей Шкирман, экономист
И совсем запарилась при оформлении запчастей с учетом наценок. Надо или не надо передавать накладную Заказчику и обратно? Мой директор говорит что все его знакомые по-разному делают, да еще это 70 постановление. Нашла еще одно письмо по оформлению работ и теперь сомневаюсь. Может кто подскажет?
Свиток: Документальное оформление работ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 2010 ГОДУ
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, выполняемые для населения, относятся к бытовым услугам
Постановлением Белстата от 06.11.2009 № 288, вступившим в силу с 29 января 2010 г., утверждены Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» (далее - Указания № 288). Данная отчетность составляется, начиная с отчета за январь 2010 г.
Согласно п.14 Указаний № 288 услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, выполняемые для населения (за исключением проведения государственного технического осмотра транспортных средств), относятся к бытовым услугам.
Под платными услугами населению понимается деятельность юридических лиц, их обособленных подразделений, предназначенная для удовлетворения личных потребностей граждан Республики Беларусь по их заказам.
В объем платных услуг населению включается стоимость услуг, оплаченных населением за наличный и безналичный расчет, по банковским пластиковым карточкам, чекам, путем перечисления со счетов вкладчиков, за счет кредитов банков.
Распределение объема платных услуг населению по их видам осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-97 «Услуги населению», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 10.09.1997 № 11, и Указаниями № 288.
Объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования отражается в строке 096 раздела II «Объем бытовых услуг населению» формы 12-ун «Отчет об объеме платных услуг населению».
Поскольку услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств относятся к бытовым услугам, то соответственно к оформлению заказов на них должны применяться требования, установленные для оформления заказов на бытовые услуги.
С 8 ноября 2009 года заказы на бытовые услуги должны оформляться на бланках строгой отчетности
Постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 утверждены Правила бытового обслуживания потребителей (далее - Правила № 1590), в п.11 которых приведен порядок оформления заказов на бытовые услуги.
Постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2009 № 997 в п.11 Правил № 1590 внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 8 ноября 2009 г.
С указанной даты заказ на бытовые услуги должен оформляется исполнителем на первичном учетном документе, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее - документ, подтверждающий заказ), который должен содержать:
- наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то также его фамилию, собственное имя, отчество, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- фамилию, собственное имя, отчество, место жительства потребителя;
- наименование оказываемой бытовой услуги;
- цену оказываемой бытовой услуги;
- дату оформления заказа и срок оказания бытовой услуги;
- наименование, описание, количество и цену материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги;
- цену материала исполнителя, используемого при оказании бытовой услуги, если цена материала не входит в цену оказываемой бытовой услуги;
- процент износа изделия, принимаемого в ремонт, химическую чистку, стирку;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги;
- подписи исполнителя и потребителя.
Перечень бланков первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, утвержден постановлением МНС РБ от 05.04.2002 № 43 (далее - Перечень № 43).
Как видим, Правилами № 1590 конкретная форма бланков для оформления заказов на бытовые услуги не установлена. Правила № 1590 устанавливают только два обязательных требования:
1) это должен быть бланк строгой отчетности, включенный в Перечень № 43;
2) этот бланк должен содержать реквизиты, предусмотренные п.11 Правил № 1590.
Бланк строгой отчетности, на котором оформлен заказ, является первичным учетным документом, который одновременно подтверждает совершение хозяйственной операции и факт оказания услуги.
Главой 14 Правил № 1590 установлены особенности оказания бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.
В частности, установлено, что документ, подтверждающий заказ, помимо сведений, указанных в п.11 Правил № 1590, должен содержать сведения о марке, модели, годе выпуска, отличительном и регистрационном знаке государства (при наличии), пробеге (при наличии), идентификационном номере VIN либо номере кузова механического транспортного средства.
В случае если потребитель оставляет исполнителю механическое транспортное средство для оказания бытовой услуги, исполнитель обязан оформить одновременно с документом, подтверждающим заказ, приемосдаточный акт, который должен содержать сведения о комплектности, видимых наружных неисправностях механического транспортного средства, переданных потребителем материалах с указанием их наименования, описания и цены, наличии топлива, рабочих и эксплуатационных жидкостей в механическом транспортном средстве, подписи исполнителя и потребителя.
Приемосдаточный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя.
При выявлении в ходе оказания бытовой услуги неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации механического транспортного средства, исполнитель обязан проинформировать о них потребителя и предложить устранение неисправностей.
При несогласии потребителя на устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения, либо при невозможности устранения указанных неисправностей исполнитель обязан в документе, подтверждающем заказ, сделать отметку: «Механическое транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения».
Механическое транспортное средство выдается потребителю или его представителю при предъявлении приемосдаточного акта, документа, подтверждающего заказ, и документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность), а представителю потребителя - также при предъявлении заверенной в установленном порядке доверенности на получение механического транспортного средства.
Все замененные за плату дефектные узлы, блоки, модули и другие детали возвращаются потребителю. Факт получения потребителем снятых деталей отражается записью в документе, подтверждающем заказ, или ином официальном документе учета исполнителя и удостоверяется подписью потребителя.
Министерством торговли Республики Беларусь утверждены новые формы бланков для оформления заказов на бытовые услуги
С 4 декабря 2009 г. действуют формы первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению и Инструкция о порядке заполнения форм первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению, утвержденные постановлением Минторга РБ от 28.05.2009 № 33 (далее - постановление № 33).
До 4 декабря 2009 г. применялись формы первичных учетных документов БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5юв, БО-6, БО-7, БО-8, БО-9, БО-10ф, БО-11, утвержденные постановлением Минторга РБ от 22.01.2007 № 6, которые включены в Перечень № 43. На основании п.2 постановления № 33 перечисленные формы бланков, изготовленные до вступления в силу постановления № 33, применяются до полного их использования.
Постановлением № 33 утверждено меньшее количество форм бланков. Для оформления заказов на бытовые услуги населению постановлением № 33 предусмотрено применение следующих форм бланков:
БО-1 - на различные бытовые услуги населению (кроме бытовых услуг по прокату, химической чистке и крашению изделий, ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней);
БО-4 - на бытовые услуги по химической чистке и крашению изделий;
БО-5юв - на бытовые услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
БО-6 - на бытовые услуги по прокату при предоставлении предмета проката в почасовое пользование;
БО-7 - на бытовые услуги по прокату при предоставлении предмета проката на сутки и более.
Как видим, постановлением № 33 специальный бланк на оформление заказов по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств не утвержден.
Обращаем внимание, что бланки, утвержденные постановлением № 33, в Перечень № 43 пока не включены.
Для оформления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств утверждены специальные формы бланков
Для оформления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств во исполнение п.2 постановления Совета Министров РБ от 09.08.1999 № 1238 «Об упорядочении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств», приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267 (далее - приказ № 267) утвержден бланк заказа-наряда формы ЗН-1.
Согласно письму Минфина РБ от 26.07.2006 № 15-3/461 «О применении бланка заказа-наряда формы № ЗН-1» бланк формы ЗН-1 обязателен к применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств независимо от их категорий (т.е. не только легковых автотранспортных средств категории М1).
Согласно приказу № 267 бланки заказа-наряда являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, одинаковые для экземпляров как выписываемых для заказчика, так и остающихся у исполнителя работ. Изготовление бланков заказа-наряда осуществляется только типографским способом по заказам издательства «Белбланкоиздат». Серии и номера заказов-нарядов присваиваются издательством «Белбланкоиздат». Изготовление бланков заказа-наряда без ссылки на дату и номер документа об их утверждении и согласовании, а также с сериями и номерами, не зарегистрированными в издательстве «Белбланкоиздат», запрещается.
Приказом Минфина РБ от 24.04.2002 № 501 «О регистрации бланков строгой отчетности в Государственном реестре бланков строгой отчетности» установлена также обязательная регистрация бланков заказа-наряда формы ЗН-1 в Государственном реестре бланков строгой отчетности. Вместе с тем в Перечень № 43 заказ-наряд формы ЗН-1 не включен.
Постановлением Минтранса РБ от 11.03.2003 № 11 утверждена форма талона для оформления услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств в присутствии заказчика (форма Т-1). Как правило, талон формы Т-1 предназначен для оформления тех работ, при которых не используются запасные части. Например, шиномонтажных работ, балансировки колес, мойки автомобилей. В названном постановлении Министерства транспорта и коммуникаций РБ не оговорено, что талон формы Т-1 является бланком строгой отчетности. Не включен данный талон и в Перечень № 43.
С учетом отмеченного, если буквально следовать требованиям Правил № 1590, то с 8 ноября 2009 г. оформлять заказ на такую бытовую услугу, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, на бланках формы ЗН-1 и формы Т-1 нельзя.
В отношении талона формы Т-1 ситуация однозначная. С 8 ноября 2009 г. применять его для оформления бытовых услуг нельзя, поскольку он не только не включен в Перечень № 43, но и не является бланком строгой отчетности.
Представляется, что вместо талона формы Т-1 можно использовать квитанцию формы КВ-1, утвержденную приказом Минфина РБ от 29.10.1999 № 311 (далее - приказ № 311). Квитанция формы КВ-1 включена в Перечень № 43 и применяется для приема денежных средств при реализации юридическими и физическими лицами продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет в пунктах продажи (обслуживания), где необязательно использование кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем. Согласно приказу № 311 квитанция служит также документом, подтверждающим факт выполнения работ и услуг.
Кроме того, квитанция формы КВ-1 содержит необходимые сведения, предусмотренные п.11 Правил № 1590, необходимые, в частности, для таких работ, как шиномонтажные.
Что касается заказа-наряда формы ЗН-1, то поскольку он является бланком строгой отчетности и имеет учетную серию и номер, а также соответствует требованиям, предъявляемым пп.11 и 89 Правил № 1590, то, по мнению автора, его необходимо включить в Перечень № 43. Включение заказа-наряда формы ЗН-1 в Перечень № 43 должно инициировать Министерство торговли РБ, поскольку сфера бытового обслуживания находится в его ведении, либо Министерство финансов РБ, утвердившее форму заказа-наряда.
Представляется, что поскольку заказ-наряд формы ЗН-1 является бланком строгой отчетности и предназначен именно для оформления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, то его можно применять и в настоящее время, поскольку отсутствует иной документ, предназначенный для этих целей.
При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств использованные материалы и запасные части целесообразно включать в заказ-наряд ЗН-1
Стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, непосредственно используемых при оказании услуг, в тарифы на услуги не включается, а оплачивается заказчиками дополнительно. Об этом сказано в п.10 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 (далее - Инструкция № 23).
В заказе-наряде формы ЗН-1 предусмотрено указание использованных запасных частей и материалов, оплачиваемых заказчиком, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Но зачастую организации на использованные при ремонте автомобилей запасные части выписывают заказчику товарную накладную. Рассмотрим, что влечет за собой передача исполнителем заказчику по товарной накладной использованных при ремонте запчастей и деталей.
1. Если на использованные запчасти выписывать накладную, то заказчик должен эти запчасти принять у себя на учет с составлением следующих записей:
Д-т 10-5 «Запасные части» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость запасных частей, приобретенных для ремонта;
Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» - К-т 60 - на сумму НДС, предъявленную поставщиком.
Затем эти же запчасти в качестве давальческих материалов необходимо передать уже по своей накладной исполнителю услуг по ремонту автомобиля:
Д-т 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» - К-т 10-5 - на стоимость запчастей, переданных исполнителю для выполнения ремонтных работ.
Исполнитель услуг должен принять эти запчасти на учет на забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку», и отразить их в разделе 111 «Запчасти и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда формы ЗН-1.
То есть при таком документальном оформлении, по сути, будет иметь место использование при выполнении ремонта материалов заказчика.
2. При оформлении передачи запчастей заказчику накладными у организации-исполнителя будет иметь место торговля запчастями, т.е. торговая деятельность. Соответственно в таком случае порядок формирования цен на реализуемые запчасти должен производиться в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (т.е. как на товары).
Если же запчасти у исполнителя учитываются как материалы, то их учетная стоимость определяется в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114. Оплата использованных при ремонте запчастей заказчиком должна производиться по цене, сформированной в соответствии с п.12 Инструкции № 23.
Также следует иметь в виду, что в договорах купли-продажи (за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров: для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по квотам, установленным Советом Министров РБ (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (далее - Указ № 117)).
В договорах на покупку запчастей, которые будут использоваться для ремонта, организация, осуществляющая ремонт, должна указать цель приобретения «для собственного производства». Если же приобретаемые запчасти будут передаваться по накладным, то в договорах следует указать цель приобретения «для оптовой и (или) розничной торговли».
Материалы и запасные части к автомобилям, приобретенные для собственного производства, должны быть отражены в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы», а запчасти, предназначенные для реализации, - на счете 41 «Товары». На это указывает Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89.
Если цель приобретения в договорах купли-продажи запчастей указана неверно, то это может повлечь за собой применение мер ответственности за нарушение порядка оформления договоров в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Кроме того, при реализации запчастей, приобретенных для собственного производства и не использованных на эти цели (что в практике работы вполне возможно) порядок ценообразования также отличается от порядка, применяемого при использовании запчастей для оказания услуг по ремонту (подп.1.8 п.1 Указа № 117). Нарушение же установленного порядка ценообразования также влечет за собой экономические санкции.
И, наконец, если реализация запчастей осуществляется физическому лицу, то такая операция согласно Закону РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» относится к розничной торговле. Согласно же Декрету Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» розничная торговля является лицензируемым видом деятельности, и организация-исполнитель в этом случае должна иметь лицензию на розничную торговлю.
3. Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее - Декрет № 9) установлен ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельских населенных пунктах. Такие организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее - организации), а также индивидуальные предприниматели при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять установленный Декретом № 9 особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений (далее - особый порядок).
В частности, организации, имеющие право на применение особого порядка, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г.:
- освобождаются от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности, а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;
- уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размере 50 % от установленного законодательством размера за его выдачу;
- освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию).
Можно применить особый порядок и в тех случаях, когда организации и индивидуальные предприниматели одновременно осуществляют деятельность в сельской местности и за ее пределами. Но при этом они, во-первых, обязательно должны быть зарегистрированы в сельском населенном пункте и, во-вторых, должны обеспечить раздельный учет выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) в сельской местности.
Однако указанными льготами не могут воспользоваться организации, осуществляющие торгово-посредническую деятельность (подп.1.1 п.1 Декрета № 9). Согласно Указу № 117 торговая посредническая деятельность - это предпринимательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.
То есть приобретение и использование материалов и запчастей непосредственно для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств с включением их стоимости в установленном законодательством порядке в заказ-наряд формы ЗН-1, не расценивается как торговая деятельность, и организация вправе воспользоваться льготами, предусмотренными Декретом № 9.
Если же материалы, комплектующие изделия, запасные части и детали реализуются отдельно от услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (т.е. без включения их в заказ-наряд формы ЗН-1), то такая реализация признается торгово-посреднической деятельностью и соответственно организация не вправе применять льготы, предусмотренные Декретом № 9.
Пример заполнения заказа-наряда формы ЗН-1
С учетом изложенных выше положений законодательства рассмотрим на условных данных пример составления заказа-наряда формы ЗН-1:

УП «Автосервис»
(предприятие)

Серия АБ

УНН 106175135 ЗАКАЗ-НАРЯД № 012567

Заказчик ООО «Трансактив» Дата оформления 11.01.2010
Адрес г.Минск, ул.Коржа, 5, р/с 3012001502596 исполнения 13.01.2010
в ф-ле 500 АСБ «Беларусбанк», г.Минск, код 601 фактического исполнения 13.01.2010
Владелец ООО «Трансактив»
Исполнитель УП «Автосервис», г.Минск, ул.Народная, 26, Принадлежность Код оплаты
р/с 3012000987663, в ЦБУ 101 ОАО «Приорбанк», г.Минск, код 749

Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак
ВАЗ-2104 1,5 2001 140 000 Н/З 017150 69-75 АХ

1. Выполненные работы

Номер пози-ции Наименование работ (код) Норматив времени, час % надбавки Стоимость услуг Исполнитель
1 2 3 4 5 6
1 Снятие и установка ремня генератора 0,28 10 120 Демин Г.А.
2 Регулировка зазоров клапана 1,10 35 900 Демин Г.А.
3 Проверка и регулировка СО, СН 0,35 12 150 Демин Г.А.
4 Проверка и регулировка момента зажигания 0,23 6 700 Демин Г.А.
5 Снятие и установка свечей зажигания 0,20 5 900 Демин Г.А.
6 Установка дополнительного глушителя (со снятием и установкой основного) 1,10 34 900 Демин Г.А.
7 Снятие и установка колеса, 2 шт. 0,26 10 500 Демин Г.А.
8 Снятие и установка передних тормозных колодок (всех) (колеса сняты) 0,32 9 500 Демин Г.А.
9 Снятие и установка суппорта переднего колеса (при снятом колесе) 0,27 7 890 Демин Г.А.
10 Снятие и установка суппорта переднего колеса (при снятом колесе) 0,27 7 890 Демин Г.А.
11 Снятие и установка переднего тормозного барабана (обоих) 0,60 17 900 Демин Г.А.
12 Снятие и установка ступицы (при снятом колесе и суппорте) 0,33 10 570 Демин Г.А.
13 Снятие и установка ступицы (при снятом колесе и суппорте) 0,33 10 570 Демин Г.А.
14 Снятие и установка ступицы (при снятом колесе и суппорте) 0,33 10 570 Демин Г.А.
ИТОГО 191 060

2. Запасные части и материалы, оплачиваемые заказчиком

Номер пози-ции Наименование запчастей и материалов Номенкла-турный номер Единица измерения Коли-чество Цена Сумма Отпустил (получил)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Герметик силиконовый 50 г шт. 1 18 500 18 500 Петров А.В.
2 Комплект прокладок двигателя (картон) комплект 1 15 100 15 100 Петров А.В.
3 Накладки тормозные шт. 4 11 000 44 000 Петров А.В.
4 Глушитель дополни-тельный шт. 1 59 300 59 300 Петров А.В.
ИТОГО 136 900

3. Запасные части и материалы, принятые от заказчика

Номер пози-ции Наименование запчастей и материалов Номенкла-турный номер Единица измерения Коли-чество Состояние Принял в производство
1 2 3 4 5 6 7
1 Свечи зажигания шт. 4 новые Корнеев А.И.
2 Ремень генератора шт. 1 новый Корнеев А.И.

Первоначальная стоимость заказа Получил аванс по квитанции № ______
«___» _____________ 20___ г.
Сумма ________________________ руб.
(прописью)
Кассир ____________ штамп
работ запчастей Всего
191 060 136 900 327 960
Триста двадцать семь тысяч девятьсот шестьдесят руб.
(сумма прописью)
Окончательная стоимость заказа Получено в окончательный расчет
Сумма Триста девяносто три тысячи пятьсот пятьдесят два руб.
(прописью)
«13» января 2010 г.
Кассир Шилова штамп
работ зап-частей всего ставка НДС, % сумма НДС, руб. оконча-тельная стоимость заказа с НДС, руб.
191 060 136 900 327 960 20 65 592 393 552
Триста девяносто три тысячи пятьсот пятьдесят два руб.
(сумма прописью)
С объемом работ согласен, с правилами пользования услугами СТО ознакомлен: Водитель Новик И.З.Новик
(подпись заказчика)
Заказ оформил Антонович Г.И.Антонович
(подпись) (И.О.Фамилия)
Заказ исполнил слесарь Демин Г.А.Демин
(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) Объем и качество выполненных работ проверил
мастер Корнеев А.И.Корнеев
(должность) (подпись) (И.О.Фамилия)
«13» января 2010 г
Претензий к выполненным работам не имею, заказ получил Новик
(подпись)
«13» января 2010 г.

03.02.2010 г.

Валентина Александрова, экономист

От редакции: В подпункт 1.1 пункта 1 Декрета Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов» на основании Декрета Президента РБ от от 1 марта 2010 г. № 4 внесены изменения и дополнения.
А как расценивать запчасти б/у, СТО покупает б/у коробку и делает демонтаж, ест ли разница для юридических и физических лиц?
Geya
Статус неизвестенGeya
[e-mail скрыт]
РБ
#92[547903] 18 октября 2012, 12:58
Добрый день! У меня вопрос по поводу з/частей. У меня СТО, УСН, 7%, без НДС. Занимаемся только услугами. Торговлей з/частей у нас нет. Возникла ситуация: заказчик (юр. лицо) не может сам купить з/части для ремонта своей машины. Просит нас, чтобы мы - Исполнители- купили для него з/части. Мы купили для него нужные з/части. В ЗН в графе "Запасные части и материалы Исполнителя, оплачиваемые заказчиком" указываем эти з/части с ценой. На з/части никакой наценки не делаем, продаем по себестоимости. У меня вопрос по налогообложению, так ли я делаю, есть два варианта, какой из них верный:
1. пример, ТО и ремонт сделан на сумму 200тыс., стоимость з/частей 150тыс. Моя валовая выручка в данном случае: 200т+150т = 350т(это моя реализация отгр. продукции), налог 350т*7% =24500
2. пример, ТО и ремонт сделан на сумму 200тыс., стоимость з/частей 150тыс. Моя валовая выручка в данном случае: 200т+150т = 350т(это моя реализация отгр. продукции). налог 350т + 150(покупная стоимость)*7%=35000
Какой вариант правильный?
И можно ли купленные нами з/части не переводить в материалы, а списать как товар (41сч)? чем это грозит при проверке?
И если мы на з/части накрутим свою наценку, с них все равно 7% удерживать? это же все равно не торговля в розницу...
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#93[547911] 18 октября 2012, 13:10
что-то я Ваш второй вариант не поняла... зачем Вы два раза 150 тыс. добавляете?
Geya
Статус неизвестенGeya
[e-mail скрыт]
РБ
#94[547915] 18 октября 2012, 13:16
Gogo Morieli, значит мой первый вариант правильный?
Geya
Статус неизвестенGeya
[e-mail скрыт]
РБ
#95[547917] 18 октября 2012, 13:22
А как последних два моих вопросика:
И можно ли купленные нами з/части не переводить в материалы, а списать как товар (41сч)? чем это грозит при проверке?

И если мы на з/части накрутим свою наценку, с них все равно 7% удерживать? это же все равно не торговля в розницу...
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#96[547929] 18 октября 2012, 13:36
Geya писал(а):
Gogo Morieli, значит мой первый вариант правильный?
*YES*
Geya писал(а):
А как последних два моих вопросика:
И можно ли купленные нами з/части не переводить в материалы, а списать как товар (41сч)? чем это грозит при проверке?

И если мы на з/части накрутим свою наценку, с них все равно 7% удерживать? это же все равно не торговля в розницу...
1. если у вас есть торговля, то можно списать как товар
2. если делаете наценку, то 7% считаете с учетом этой наценки... но если у вас нет торговли, то наценку по-моему Вы можете только сделать не более 5%
SWetlana
Статус неизвестенSWetlana
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск, Бобруйск
#97[547931] 18 октября 2012, 13:39
можно сколько хочешь, этот Указ по продаже материалов с 5% отменен
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. (Линкольн А.)
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#98[547937] 18 октября 2012, 13:43
SWеtlana писал(а):
можно сколько хочешь, этот Указ по продаже материалов с 5% отменен
ооо, так и хорошо... спасибо, Светик, за информацию @}-\\--
Geya
Статус неизвестенGeya
[e-mail скрыт]
РБ
#99[547942] 18 октября 2012, 13:53
Спасибо большое всем участникам, пойду пересчитывать налог. @}-\\--
Gogo Morieli, а что вы имеете ввиду, под торговлей. Вы пишите: если у вас есть торговля, то можно списать и как товар. Мы оказываем только услуги, з/ч не торгуем, торгового объекта не имеем, з/части купили исключительно для конкретного заказчика и его машины. Значит приходовать и списывать я могу их только как материал? (простите, конечно, вопросы мои наверное очень глупые, но я никогда на услугах не работала, для меня это все новое, появляются "пробелы" у меня, вот я и задаю свои вопросики по мере их появления :-[ )
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#100[547947] 18 октября 2012, 14:00
Geya писал(а):
Спасибо большое всем участникам, пойду пересчитывать налог. @}-\\--
Gogo Morieli, а что вы имеете ввиду, под торговлей. Вы пишите: если у вас есть торговля, то можно списать и как товар. Мы оказываем только услуги, з/ч не торгуем, торгового объекта не имеем, з/части купили исключительно для конкретного заказчика и его машины. Значит приходовать и списывать я могу их только как материал? (простите, конечно, вопросы мои наверное очень глупые, но я никогда на услугах не работала, для меня это все новое, появляются "пробелы" у меня, вот я и задаю свои вопросики по мере их появления :-[ )
именно это я и имею в виду... если Вы не торгуете запчастями, то какой может быть товар...

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 148 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники