В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Кадровик.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 

Деятельность граждан без регистрации в качестве ИП

12 октября 2017, 16:40

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 октября 2017 г.

Комментируются нормы Указа Президента от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», расширяющего перечень видов деятельности, которые граждане вправе осуществлять без регистрации в качестве ИП при условии уплаты единого налога. Приводится алгоритм действий, которые необходимы для осуществления предусмотренных этим Указом видов деятельности.

С 22.10.2017 вступают в силу положения Указа № 337, предусматривающие существенное расширение перечня видов деятельности, которыми гражданин сможет заниматься без регистрации в качестве ИП.

ВАЖНО!

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 337 к предпринимательской деятельности не относятся следующие виды деятельности:

1) реализация другим физлицам хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;

2) предоставление другим физлицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

3) выполнение работ (оказание услуг) по заказам и исключительно для личных, бытовых, семейных нужд граждан по:

● дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства зданий, сооружений, помещений и иных мест, моделированию предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

● ремонту часов, обуви;

● ремонту и восстановлению, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

● сборке мебели;

● настройке музыкальных инструментов;

● распиловке и колке дров, погрузке и разгрузке грузов;

● производству одежды (в т.ч. головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

● штукатурных, малярных, стекольных работ, работ по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеиванию стен обоями, кладки (ремонта) печей и каминов;

● разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонту, техническому обслуживанию компьютеров и периферийного оборудования, обучению работе на персональном компьютере;

● парикмахерских и косметических услуг, услуг по маникюру и педикюру.

В Указе № 337 установлены требования к осуществлению деятельности физлицами без регистрации в качестве ИП:

1)  гражданин должен заниматься ею самостоятельно, т.е. без привлечения иных физлиц по трудовым и/или гражданско-правовым договорам;

2)  деятельность должна быть направлена на удовлетворение личных, семейных, бытовых нужд граждан (исключая ИП и юрлиц).

В случае невозможности соблюдения хотя бы одного из указанных условий гражданину, желающему, например, нанимать работников или выполнять работу (оказывать услуги) для субъектов хозяйствования, необходимо будет зарегистрироваться в качестве ИП.

Для осуществления предусмотренных Указом № 337 видов деятельности гражданину необходимо совершить следующие действия:

1. Письменно уведомить налоговый орган по месту жительства о желании осуществлять деятельность без регистрации в качестве ИП.

Известить налоговый орган необходимо до начала осуществления деятельности. В уведомлении необходимо указать (ч. 1 п. 2 ст. 295 НК):

● виды деятельности, которые гражданин желает осуществлять;

● виды товаров;

● период осуществления деятельности;

● место осуществления деятельности.

2. Уплатить единый налог по установленной ставке.

Единый налог гражданин обязан уплачивать ежемесячно, но только за те месяцы, когда будет осуществляться деятельность (ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа № 337).

Указом № 337 закреплены размеры базовых ставок единого налога в зависимости от вида деятельности, а также от места ее осуществления (населенного пункта).

ВАЖНО!

Гражданин обязан уплатить единый налог до начала осуществления деятельности (абз. 5 п. 11 ст. 299 НК).

ВНИМАНИЕ!

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности без регистрации в качестве ИП и уплаты единого налога гражданина обяжут уплатить единый налог по установленной ставке. При повторном выявлении указанного нарушения единый налог, подлежащий уплате, будет исчисляться налоговыми органами с применением коэффициента 5 (ч. 3 п. 21 ст. 299 НК).

В Указе № 337 перечислены виды деятельности, для занятия которыми не требуется регистрация в качестве ИП, но не установлены требования к ним. В то же время для выполнения некоторых видов работ (оказания услуг) недостаточно обладать определенными умениями и навыками, необходимо документальное подтверждение законности осуществляемой деятельности.

Реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции

Хлебобулочные изделия должны быть изготовлены самим физлицом и реализованы последним только в разрешенных для этого местах (торговые места на рынках и т.д.).

ВАЖНО!

За осуществление торговли вне разрешенных мест (на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте и т.п.) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 3 БВ (ч. 8 ст. 12.17 КоАП).

Чтобы осуществлять продажу хлебобулочных, кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции на рынке, необходимо:

● представить в администрацию рынка паспорт гражданина Республики Беларусь (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, – вид на жительство или удостоверение беженца), а также документ об уплате единого налога (подп. 35.2.135.3 п. 35 Правил № 686);

● заключить договор о предоставлении торгового места.

В соответствии с ч. 2 п. 36 Правил № 686 существенными условиями договора о предоставлении торгового места являются:

номер и размер торгового места;

срок, на который оно предоставляется;

условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг;

право администрации рынка по письменному представлению уполномоченного контролирующего (надзорного) органа в случае неоднократного (2 и более раза в течение 12 мес. подряд) нарушения продавцом законодательства о защите прав потребителей и/или Правил № 686, иных правил продажи товаров расторгнуть договор;

● внести плату за предоставление торгового места.

В соответствии с п. 38 Правил № 686 гражданин обязан внести плату за предоставление торгового места в наличной или безналичной форме до начала осуществления торговли. Однако в договоре о предоставлении торгового места стороны могут предусмотреть иное;

● получить санитарно-гигиеническое заключение.

Хлебобулочные и кондитерские изделия, готовая кулинарная продукция подлежат обязательной санитарно-гигиенической экспертизе. Для проведения экспертизы необходимо:

1)  обратиться с заявлением в орган (учреждение), осуществляющий госсаннадзор (ч. 4 ст. 16 Закона № 340-З);

2)  оплатить государственную санитарно-гигиеническую экспертизу.

ВНИМАНИЕ!

В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона № 340-З финансирование санитарно-гигиенической экспертизы осуществляется за счет средств физлица.

Документ, подтверждающий внесение платы, подается вместе с заявлением в соответствующий орган (учреждение) (п. 10.32 Перечня № 156).

Если оплата была произведена посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП), это необходимо указать в заявлении. При этом документ, подтверждающий оплату, представлять не надо (примечание 15 к Перечню № 156).

Санитарно-гигиеническая экспертиза проводится в течение 1 мес. со дня подачи заявления (п. 10.32 Перечня № 156, п. 1 ст. 16 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»).

По результатам санитарно-гигиенической экспертизы выдается санитарно-гигиеническое заключение на срок от 1 года до 5 лет (п. 10.32 Перечня № 156).

При реализации хлебобулочной продукции должны соблюдаться следующие основные санитарно-эпидемиологические правила:

● реализация скоропортящейся продукции без холодильного оборудования недопустима. На территории рынка должны быть оборудованы холодильные камеры, при этом хранение скоропортящейся продукции в условиях охлаждения должно обеспечиваться не только в складских помещениях рынка, но и в местах ее непосредственной реализации (т.е. на торговых точках) (п. 5988 Санитарных норм и правил № 151);

● реализация готовых кулинарных изделий на рынке должна осуществляться из изотермических или подогреваемых емкостей, с тележек (п. 103 Санитарных норм и правил № 151);

● гражданин, реализующий кулинарные изделия на рынке, обязан проходить обязательный медосмотр в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47;

● гражданин обязан соблюдать правила личной гигиены, в частности, перед началом работы тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, надеть чистую санитарную одежду, закрывающую личную одежду до уровня колен, и косынку (колпак, шапочку), обеспечивающую укрытие волос, – при необходимости (п. 124129Санитарных норм и правил № 151);

● при реализации хлебобулочных изделий без упаковки продавец обязан использовать специальный инвентарь (вилки, щипцы и др.) или фасовочные пакеты (п. 66 Правил № 703).

ВАЖНО!

В соответствии со ст. 16.8 КоАП нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ.

Предоставление другим физлицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания

Жилые помещения, садовые домики, дачи, предоставляемые другим физлицам для краткосрочного проживания, должны принадлежать гражданину на праве собственности.

Предоставление жилых помещений для краткосрочного проживания оформляется договором найма, составляемым в 2 экз., один из которых хранится у наймодателя, второй – у нанимателя (ч. 2 п. 3 ст. 52 ЖК).

ВАЖНО!

В отличие от договора найма жилого помещения, предоставляемого для длительного проживания, договор найма жилого помещения для краткосрочного проживания регистрации не подлежит и считается заключенным с момента, определенного в договоре (ч. 3 п. 1 ст. 52 ЖК).

Отсутствие требования о регистрации в качестве ИП для осуществления деятельности по сдаче внаем мест для краткосрочного проживания не освобождает гражданина (наймодателя) от обязанности обеспечивать соблюдение нанимателями санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности, природоохранных требований и Правил № 399 (п. 4 ст. 26 ЖК).

ВАЖНО!

Жилые помещения предоставляются для краткосрочного проживания из расчета не менее 6 кв.м жилой площади на 1 чел. (ч. 2 п. 17 Правил № 399).

В целях предотвращения возникновения споров сторонам договора найма следует подписать акт приема-передачи жилого помещения, садового домика, дачи. В текст акта целесообразно включить положение о том, что наниматель ознакомлен с санитарными и техническими требованиями, правилами пожарной безопасности, природоохранными требованиями и Правилами № 399.

Оказание парикмахерских и косметических услуг, услуг по маникюру и педикюру

Следует различать косметические и косметологические услуги. Косметологические услуги относятся к медицинской деятельности. В связи с этим для оказания косметологических услуг необходимо получить специальное разрешение (лицензию) (гл. 32 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента от 01.09.2010 № 450). Косметические услуги медицинскими не являются.

ВАЖНО!

Виды косметологических процедур, для оказания которых необходимо получать лицензию, закреплены в п. 2 перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утв. постановлением Совета Министров от 12.03.2011 № 309.

Для оказания косметических и парикмахерских услуг лицензия не требуется. В то же время обязательным является наличие санитарно-гигиенического заключения (абз. 8 ч. 2 ст. 16 Закона № 340-З, абз. 5 п. 54 Перечня № 104), порядок получения которого указан выше.

Одного санитарно-гигиенического заключения для оказания парикмахерских услуг недостаточно. Не менее важным аспектом осуществления деятельности по оказанию парикмахерских и (или) косметических услуг является соблюдение следующих санитарно-эпидемиологических требований:

● стены и полы помещений, где оказываются соответствующие услуги, должны быть без щелей, ровными и гладкими (п. 13 Санитарных норм и правил № 17);

● все приборы, оборудование и инвентарь должны быть в исправном состоянии, а мебель должна иметь гигиеническое покрытие, выполненное из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам (ч. 12 п. 15 Санитарных норм и правил № 17);

● в случае оказания услуг по маникюру, педикюру необходимо обеспечить комбинированное освещение, при котором к общему искусственному освещению добавляется местное (ч. 2 п. 28 Санитарных норм и правил № 17);

● для предупреждения распространения инфекционных заболеваний следует проводить дезинфекцию используемых инструментов химическим или физическим методами согласно инструкциям по их применению (п. 35 Санитарных норм и правил № 17).

Перед началом оказания парикмахерских услуг гражданину следует внимательно ознакомиться с правилами осуществления указанной деятельности. В частности, необходимо иметь в виду, что:

● до начала оказания услуг необходимо выяснить, имеются ли у клиента какие-либо особенности восприятия и противопоказания к применению парфюмерно-косметической продукции (ч. 1 п. 77 Правил № 1590);

● при оказании услуг на дому у клиента следует иметь при себе набор инструментов и материалов, гарантирующих качество и безопасность оказания соответствующих услуг (ч. 3 п. 77 Правил № 1590);

● гражданин вправе отказать клиенту в оказании услуги в случае, если у него имеются открытые раны, микротравмы, изменения кожного покрова (сыпь, пятна, шелушение), ногтей, волос и клиент не может представить справку об отсутствии заразных кожных заболеваний, поражения педикулезом (ч. 1 п. 78 Правил № 1590).

Порядок рекламирования деятельности, осуществляемой гражданами без регистрации в качестве ИП

Граждане, осуществляющие деятельность без регистрации в качестве ИП, вправе рекламировать свои услуги (работы) в порядке, предусмотренном законодательством.

Любая реклама должна соответствовать следующим основным требованиям:

●  размещаемая (распространяемая) реклама о товарах (работах, услугах), производимых в Республике Беларусь, должна изготавливаться только с привлечением отечественных организаций и/или белорусских граждан (п. 1 ст. 10 Закона № 225-З);

● реклама размещается на одном из государственных языков (русском и/или белорусском). Исключение составляет размещение рекламы на информационных ресурсах, содержащих информацию только на иностранном языке, иностранные термины, названия товаров и услуг и т.д. (п. 2 ст. 10 Закона № 225-З).

ВНИМАНИЕ!

Гражданин, рекламирующий деятельность, осуществляемую им без регистрации в качестве ИП, не обязан указывать в рекламе какую-либо информацию о себе (например, фамилию и инициалы), а также не обязан уточнять в рекламе, что его деятельность не подлежит госрегистрации.

Граждане могут избрать для себя как один, так и несколько способов рекламы. Это может быть реклама в СМИ, соцсетях, наружная реклама, реклама на транспортных средствах и т.д.

ВАЖНО!

Чтобы осуществлять продажу товаров (работ, услуг) через соцсети, необходимо зарегистрировать интернет-магазин (п. 3 ст. 19 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Таким образом, реклама в соцсетях будет считаться надлежащей, если она лишь предоставляет информацию о товаре (работе, услуге), но не дает возможность напрямую выбрать и приобрести товар.

Размещение наружной рекламы допускается при наличии разрешения местного исполнительного и распорядительного органа после согласования с облисполкомом (Мингорисполкомом), действующим на соответствующей территории (п. 2 ст. 13 Закона № 225-З).

Для размещения рекламы на транспортном средстве необходимо получить согласование исполкома, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, предварительно получив согласование соответствующего УГАИ ГУВД Мингорисполкома, облисполкома, на территории которого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 14 Закона № 225-З).

ВЫВОД

Принятие Указа № 337 не только значительно упростит порядок осуществления деятельности граждан с формальной стороны, но и обеспечит вовлечение незанятого населения в легальный бизнес. Вместе с тем для дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности физлиц необходимо вносить изменения в иные законодательные акты, которые устанавливают требования к такой деятельности.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» 

Новости по теме:

Порталы для специалистов

Курсы валют Виджет валют

Банки 19.10.2017
1 USD 1,9550 1,9580
1 EUR 2,3060 2,3100
100 RUB 3,3930 3,4050
Нацбанк 19.10.2017
1 USD 1,9585
1 EUR 2,3030
100 RUB 3,4180
Погода

Вы можете выбрать другой город для информера
Ближайшие праздники