В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Кадровик.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 
RSS Печать

особенности трудоустройства иностранных граждан

Рубрика: Заработная плата
Ответов: 251

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред. 2 3 4 5 6 7 8 9  ... След. → Последняя (26) »
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#1[348335]  15 июня 2011, 11:47
++ ++ ++ ++ ++
дорогие мои бухи и бушки, и снова я со своей вечной темой... :-[ подскажите, пожалуйста, какие есть особенности трудоустройства иностанных граждан... какие документы нужно иметь предприятию и гражданину для устройства на работу? налоги те же: ПН - 12%, ФСЗН - 35% и БГС? Стандартные вычеты предоставляются или нет? может еще что надо *SCRATCH*
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Анжелика-маркиза ангелов
Статус неизвестенАнжелика-маркиза ангелов
[e-mail скрыт]
Синеокая, Минск
#2[348342] 15 июня 2011, 11:54
Вика, добрый день! Читкани эту писульку. Может все станет ясно. А если будут исчо вопросы, будем дальше "копать".
Свиток


Особенности трудоустройства иногородних, в том числе иностранных, граждан в г. Минске

Иногородние граждане, желающие получить работу в столице, сталкиваются с одной и той же проблемой: необходима прописка в г. Минске. Общим правилом для трудоустройства является получение работодателем соответствующего разрешения Мингорисполкома. Есть варианты трудоустройства указанной категории граждан и без получения разрешения. Возникает вопрос: как быть организации, которая привлекает иностранного гражданина на временную работу?

Специальными документами, регулирующими порядок трудоустройства иногородних граждан в г. Минске, являются решение Мингорисполкома от 5 марта 1992 г. № 100 «О порядке приглашения на работу в г. Минск иногородних специалистов и рабочих», а также решение Мингорисполкома от 11 апреля 1996 г. № 240 «О регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих в г. Минск, и компенсации соответствующих затрат городского хозяйства» с последующими изменениями и дополнениями.

Итак, у организации, заинтересованной в наличии в штате квалифицированного работника, который не имеет прописки в г. Минске, есть несколько вариантов решения данной проблемы.

Самый простой — это внести плату за приглашаемого работника, не имеющего прописки в г. Минске, в размере 500 базовых величин. Если организация не против понести такие расходы, руководитель обращается в Мингорисполком с соответствующим письмом, в котором аргументирует необходимость приглашения работника из-за пределов г. Минска, указывает возможность прописки, условия обеспечения жилой площадью специалиста и гарантирует соответствующую оплату. Указанное заявление подается в Комитет по труду и социальной защите Мингорисполкома. Но здесь нанимателя могут ожидать некоторые формальности. Дело в том, что предложения об удовлетворении просьб предприятий и организаций о приглашении иногородних специалистов и рабочих вносятся на рассмотрение исполкома горсовета управлением (в настоящее время комитет. — Примеч. ред.) по труду и социальной защите населения с учетом эффективности использования местных трудовых ресурсов, что предусмотрено п. 3 Порядка приглашения на работу в г. Минск иногородних специалистов и рабочих. У потенциального нанимателя могут поинтересоваться, почему он отдает предпочтение именно иногороднему специалисту, а не местному, состоящему на бирже труда и имеющему схожий уровень квалификации. Поэтому даже наличие у организации свободных денежных средств не дает гарантии трудоустройства. Но, как правило, такие разрешения выдаются. Разрешение Мингорисполкома действительно в течение календарного года, т.е. иногородний специалист может работать у данного нанимателя лишь на протяжении календарного года, в котором получено разрешение. С наступлением нового календарного года необходимо снова произвести оплату и пройти ту же процедуру получения разрешения. Так, если разрешение выдано в 2003 г., то на 2004 г. нанимателю необходимо получить новое разрешение.

Отдельные наниматели поступают иначе. Они прибегают к услугам граждан, которые, пользуясь жесткими условиями, связанными с сохранением института прописки, предлагают прописать нуждающихся лиц. Некоторые прописываются в качестве субквартиранта. При этом согласно п. 3 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в г. Минске, утвержденного решением Мингорисполкома от 21 апреля 1997 г. № 330, такой вариант возможен, если в результате прописки гражданина размер жилой площади будет не менее 12 квадратных метров на каждого прописанного, а с момента последней выписки нанимателей и поднанимателей прошло не менее трех лет.

Возможно приобретение жилья в г. Минске либо в Минском районе потенциальным работником за счет средств, полученных от нанимателя, например, по договору займа. Что касается г. Минска, то п. 1 решения Мингорисполкома от 22 августа 1995 г. № 502 «Аб куплi-продажы жылля» предписывает следующее: дазволiць асобам, якiя стаяць на ўлiку для паляпшэння жыллёвых умоў у г. Мiнску ў выканкамах, але не з’яўляюцца яго жыхарамi, купляць у прыватным парадку жыллё ў горадзе Мiнску. В этом случае наниматели вправе осуществлять прием на работу в г. Минск жителей близлежащих населенных пунктов, имеющих жилье и возможность ежедневно возвращаться к своему постоянному месту жительства, без согласования с районными администрациями, но с обязательным информированием о каждом случае приема Минского городского центра занятости (районного отделения).

Самостоятельного рассмотрения заслуживает проблема трудоустройства в г. Минске иностранных граждан. Здесь возможен несколько иной выход из ситуации — без необходимости получения вышеуказанного разрешения и без внесения соответствующей оплаты, однако при условии соблюдения нижеописанных условий и формальностей.

Например, организация захотела на временной основе принять в штат квалифицированного работника, являющегося гражданином Российской Федерации, на условиях, что постоянное место работы работника останется на территории Российской Федерации. Такие работники пользуются спросом прежде всего у организаций, осуществляющих продвижение товаров в определенные регионы России, заинтересованных в квалифицированных кадрах, обладающих знаниями конъюнктуры местного рынка и имеющих высокую деловую репутацию. Наличие в штате подобного сотрудника будет способствовать увеличению объемов реализации товара. Кроме того, возможна обратная ситуация, когда с помощью привлечения иностранного работника торговой организации проще найти на зарубежном рынке интересующий ее товар.

Для начала следует обратиться к законодательной базе. Основополагающими законодательными актами в данной сфере являются Законы Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и «Об иммиграции», а также другие акты законодательства, включая международные договоры. Так, Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, заключенным в г. Москве 25 декабря 1998?г., ратифицированным Республикой Беларусь 17 февраля 1999 г., определено, что Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

В то же время в решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или копии документов, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

Таким образом, на граждан Российской Федерации, желающих трудоустроиться в Республике Беларусь, и в частности в г. Минске, распространяется трудовое законодательство Республики Беларусь, действующее в отношении граждан Республики Беларусь, проживающих на территории республики. При этом граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Чтобы на законных основаниях трудоустроить гражданина Российской Федерации в г. Минске и при этом не получать платного разрешения на трудоустройство, следует обратиться с письмом-ходатайством в Комитет по труду и социальной защите Мингорисполкома (образец письма-ходатайства см. в приложении). В ходатайстве заявителем указываются основание для освобождения от уплаты, специфика работы принимаемого в штат сотрудника, который большую часть рабочего времени будет находиться в Российской Федерации, обязательства организации, связанные с приемом и проживанием работника в г. Минске, и просьба об освобождении от оплаты за приглашение на работу иногороднего (гражданина Российской Федерации). К данному документу прилагается копия трудового договора (контракта), заключенного с работником, и другие документы, представляемые в зависимости от особенностей трудоустройства.

Кроме получения разрешения на трудоустройство в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654 (в редакции постановления Совета Министров от 15 июля 2002 г. № 949), существует необходимость регистрации иностранных граждан, временно пребывающих на территории Республики Беларусь, в том числе прибывших из Российской Федерации. Согласно пп. 1, 2 Положения о регистрации прибывших в г. Минск иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного решением Мингорисполкома от 11 апреля 1996 г. № 240, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны зарегистрировать свои паспорта в органах, уполномоченных на ведение регистрации, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Паспорта для регистрации представляются по месту первоначального фактического пребывания указанных лиц в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни. Если принимающей стороной являются предприятия, организации, они ведут соответствующий их учет, а также несут ответственность за своевременное оформление документов об их регистрации.

Наниматель не несет дополнительных затрат, связанных с регистрацией работника, если работнику установлен индивидуальный режим рабочего времени — раз в месяц не более чем на трое суток. В контракте с работником, как и в приказе о приеме его на работу, необходимо отразить, что местом постоянного пребывания будет Российская Федерация.

Если с трудоустройством в Республике Беларусь граждан Российской Федерации все понятно, то как быть с трудоустройством других иностранцев?

Базовым соглашением, заключенным в сфере трудовой миграции в рамках СНГ, является Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». В ст. 3 Соглашения указывается, что порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются Стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений. Однако на практике лица, прибывающие для трудоустройства из государств СНГ (за исключением Российской Федерации) в Республику Беларусь, не пользуются какими-либо привилегиями по сравнению с иностранцами, прибывшими из других государств.

Напомним, что порядок приема на работу граждан иностранных государств регламентируется законодательством Республики Беларусь о привлечении в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. «О внешней трудовой миграции» (в редакции Закона от 24 апреля 2002?г.) привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

В целях реализации положений названного Закона, а также на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003?г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1335 утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей. В соответствии с указанным Положением осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь производится на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Под деятельностью, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, понимается наем иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, для выполнения оплачиваемой работы в Республике Беларусь, предусматривающий заключение с данными иностранцами трудового договора (контракта), за исключением привлечения категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона «О внешней трудовой миграции»1. Соискателями лицензии на осуществление лицензируемой деятельности могут являться юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические лица, полностью или частично осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь.

1Закон не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства:

а) получившим статус беженца или убежище на территории Республики Беларусь;

б) ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или убежища в Республике Беларусь;

в) постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;

г) работающим в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, аккредитованных в Республике Беларусь, представительствах международных организаций, иностранных фирм, находящихся на территории Республики Беларусь;

д) работающим в учреждениях, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, деятелям науки и культуры;

е) священнослужителям, занимающимся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных в Республике Беларусь религиозных организациях;

ж) обучающимся и проходящим производственную практику в рамках программ учебных заведений, а также работающим во время каникул;

з) аккредитованным в Республике Беларусь в качестве сотрудников зарубежных средств массовой информации;

и) приглашаемым для чтения курса лекций и другой учебной работы в учебных заведениях в качестве лекторов и инструкторов;

к) трудоустраивающимся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.



На лицензиата Положение о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, накладывает следующие обязанности:

? согласовывать с центром занятости населения (региональным, городским, районным) по месту предполагаемого осуществления иностранцами трудовой деятельности и с органом внутренних дел — по месту их предполагаемого проживания списки принимаемых на работу иностранцев с указанием численности, государства постоянного проживания, паспортных данных, профессии и сроков привлечения на работу;

? привлекать на работу иностранцев, получивших специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, в порядке, установленном законодательством, по спискам, согласованным с центром занятости населения (региональным, городским, районным) по месту предполагаемого осуществления иностранцами трудовой деятельности и с органом внутренних дел?— по месту их предполагаемого проживания;

? в месячный срок со дня заключения на основании лицензии трудовых договоров (контрактов) с трудящимися мигрантами зарегистрировать их в комитете по труду и социальной защите;

? ежеквартально представлять в установленном порядке в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя статистическую отчетность.

За выдачу лицензии взимается плата (лицензионный сбор) в порядке и размере, установленном в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом от 14 июля 2003 г. № 17. По общему правилу за рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии, продления срока ее действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро. За внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии. Лицензионный сбор не взимается в случаях, предусмотренных в п. 39 названного Положения:

? за возобновление действия лицензии;

? за заверение лицензирующим органом копии лицензии, за исключением случаев утраты лицензиатом копии лицензии, заверенной лицензирующим органом.

В то же время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 767 «О порядке привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы для выполнения сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работ» организациям агропромышленного комплекса Республики Беларусь по 31 декабря 2005?г. разрешено привлекать к сезонным работам граждан государств — участников Содружества Независимых Государств для выполнения сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работ без внесения платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, что не согласуется с п. 39 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Вместе с тем иностранец, собирающийся приступить к работе в Республике Беларусь, должен получить так называемое индивидуальное разрешение. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением от 16 сентября 2002 г. № 1258 «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь определил, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право на занятие трудовой деятельностью при получении специального разрешения, выданного Министерством труда и социальной защиты в порядке, установленном этим министерством по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 декабря 2002 г. № 152 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 13 октября 2003 г. № 115) утверждена Инструкция о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории Республики Беларусь, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

В соответствии с п. 2 Инструкции для получения специального разрешения в департамент по миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь иностранцем подаются следующие документы:

? заявление о получении специального разрешения, согласованное с органом внутренних дел по месту его регистрации;

? ходатайство юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве нанимателя или заказчика работ (услуг), согласованное с центром занятости населения (региональным, городским или районным);

? ксерокопия национального паспорта или документа, его заменяющего;

? документ, подтверждающий внесение платы в размере пяти базовых величин за получение специального разрешения.

Трудящийся-мигрант, привлекаемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, представляет исключительно вышеуказанные заявление и ходатайство без согласования, соответственно, с органом внутренних дел и центром занятости населения.

За выдачу специальных разрешений на занятие трудовой деятельностью с иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь, взимается плата в размере пяти базовых величин. Специальное разрешение выдается на срок до шести месяцев, но не более срока действия разрешения на временное пребывание в Республике Беларусь. Срок действия специального разрешения может быть продлен Министерством труда и социальной защиты на основании решения органа внутренних дел о продлении разрешения иностранцу на временное пребывание в Республике Беларусь до одного года. Продление срока действия специального разрешения производится бесплатно.



Приложение

Образец письма-ходатайства о приглашении на работу иностранного гражданина

Фирменный бланк организации



Дата и исходящий № письма Минский городской

исполнительный комитет



О приглашении директора на работу в г. Минск



Мы, учредители ____________________________________________________, просим рассмотреть вопрос

(перечислить)

о выдаче разрешения на прием на работу в _________________________________________________________

(наименование организации)

на должность директора гражданина Российской Федерации __________________________________________

(Ф.И.О.)

Гражданин Российской Федерации ________________________________________________________ назначен

(Ф.И.О.)

на должность директора _______________________________________________________________ в результате

(наименование организации)

________________________________________________________________________________. Для эффективной

(можно указать об имевшем место конкурсном отборе)

работы организации необходим компетентный руководитель с опытом работы и тесными деловыми контактами

в Российской Федерации. В полной мере отвечает указанным требованиям именно _________________________,

(Ф.И.О.)

в связи с чем с ним был заключен контракт (трудовой договор).

По условиям контракта (трудового договора), заключенного между __________________________________

(наименование организации)

и ______________________________________, директор будет находиться в г. Минске не более трех дней

(Ф.И.О.)

в месяц ввиду специфики деятельности организации. В остальное время директор будет исполнять свои должностные

обязанности на территории Российской Федерации, участвуя в организации дел. Проживание директора

________________________________________________ в г. Минске (бронирование номера в гостинице, медицинская

(Ф.И.О.)

страховка, соблюдение паспортного режима) обеспечивает ______________________________________________.

(наименование организации)

Для осуществления текущего управления организацией в штатном расписании ____________________________

(наименование организации)

предусмотрены ___________________________________________________________________________________.

(перечислить количество имеющихся заместителей директора)

Во время отсутствия директора _____________________________________________________ в г. Минске его

(Ф.И.О.)

заместители действуют от имени организации и обеспечивают выполнение текущей работы на основании доверенности.

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь учредители организации вправе устанавливать права и обязанности

руководителя. Таким образом, режим работы и график нахождения в г. Минске директора

_________________________________________ не противоречат законодательству Республики Беларусь и не

(Ф.И.О.)

влекут за собой затрат в области развития социальной инфраструктуры г. Минска.

Исходя из вышеизложенного и учитывая исключительную необходимость и заинтересованность организации

в приеме на должность директора ____________________________________________________ ,просим рассмотреть

(Ф.И.О.)

вопрос об освобождении нашей организации в __________ году от платы за приглашение на должность директора

_______________________________________________ гражданина Российской Федерации.

(наименование организации)



Подписи учредителей Печать
ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...
Smile
Статус неизвестенSmile
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#3[348346] 15 июня 2011, 11:56
налоги стандартные, какие доки надо предприятию, не знаю, наверно можно уточнить в отделении миграции, а работнику надо иметь регистрацию (но не гостевая) или вид на жительство
Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите — вы обречены прожить жизнь, полную смысла
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Анжелика-маркиза ангелов
Статус неизвестенАнжелика-маркиза ангелов
[e-mail скрыт]
Синеокая, Минск
#4[348350] 15 июня 2011, 12:01
А вот исчо "откопала", правда материал за 2001г. "Свежее" не нашла... *PARDON*
Свиток: Подоходный налог с физических лиц
Налогообложение доходов физических лиц регулируется Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц». С доходов физических лиц удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог.

Согласно данному Закону, плательщиками подоходного налога являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь и иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь. К постоянно находящимся на территории Республики Беларусь относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученной в течение года. При этом налогооблагаемым доходом граждан Республики Беларусь и постоянно находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан является доход, полученный от источников в Республике Беларусь и за ее пределами, а иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, – доход, полученный от источников в Республике Беларусь.

К налогооблагаемым доходам, в частности, относятся:

? заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам и аспирантам;

? доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в том числе авторским договорам;

? дополнительные доходы от индексации;

? суммы, полученные под отчет, при условии, что в установленные законодательством сроки источнику их выплаты не представлены документы и отчеты об их использовании и не сданы неизрасходованные остатки таких сумм, и в пределах тридцатидневного периода со дня истечения указанного срока источником выплаты таких сумм не принято распоряжение об удержании задолженности по ним в бесспорном порядке;

? стоимость имущества, полученного физическим лицом по договору мены;

? доходы, получаемые физическими лицами от осуществления ими предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также от осуществления частной нотариальной деятельности;

? доходы, полученные за границей или из-за границы;

? суммы в возмещение морального вреда, нанесенного, например, распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и т.п., полученные физическим лицом, в том числе и по решению суда;

? суммы в виде стоимости призов в денежной натуральной форме, полученных спортсменами непосредственно на международных соревнованиях;

? суммы, полученные гражданами Республики Беларусь от дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств;

? доходы, полученные от сдачи в аренду (в наем) жилых и нежилых помещений.

В целях устранения двойного налогообложения доходы, полученные за границей гражданами Республики Беларусь и постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Республике Беларусь. Суммы подоходного налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств названными физическими лицами, засчитываются при уплате ими подоходного налога в Республике Беларусь при условии, если представлено заключение (справка), подтвержденное налоговой службой (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налога) соответствующего иностранного государства. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в денежные единицы Республики Беларусь по курсу Национального банка Республики Беларусь на даты их получения.

В целях устранения двойного налогообложения доходов, получаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства из источников в Республике Беларусь, налоговые органы Республики Беларусь выдают справку установленного образца, подтверждающую факт удержания подоходного налога с доходов данных физических лиц.

Закон предусматривает ряд льгот по подоходному налогу.

В частности, подоходным налогом не облагаются:

? суммы представительских расходов на прием и обслуживание делегаций и отдельных лиц, в том числе не относящихся к иностранным, расходы на презентации – для лиц, на прием и обслуживание которых они израсходованы, при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы;

? суммы в возмещение причиненного физическим лицом вреда, который в соответствии с законодательством обязаны возместить другие лица. Такие суммы не являются объектом обложения налогом как для их получателя, так и для того физического лица, которое фактически причинило этот вред, но не возмещало его;

? суммы страховых взносов по обязательному страхованию жизни, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

? пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком);

? доходы, получаемые в возмещение вреда при утрате трудоспособности, связанной с увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи с потерей кормильца, исчисленные в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь. Суммы в возмещение морального вреда, выплачиваемые в соответствии с указанными Правилами, также не подлежат налогообложению;

? материальная помощь, оказываемая в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными и другими обстоятельствами, приведшими к нарушениям условий жизнедеятельности граждан, человеческим жертвам, а также в тех случаях, когда такая помощь оказывается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В целях налогообложения под чрезвычайными и другими обстоятельствами понимается совокупность условий и обстоятельств, сложившихся в результате стихийных, экологических, техногенных или иных бедствий, катастроф, эпидемий, аварий, которые приводят к значительному ущербу, нарушению условий жизнедеятельности людей, могут повлечь или повлекли за собой гибель людей. Не подлежит налогообложению материальная помощь в связи с утратой принадлежащего физическим лицам имущества вследствие пожара, кражи; материальная помощь в связи с полученным увечьем или иным повреждением здоровья, последствия которых являются основанием для установления соответствующей группы инвалидности; материальная помощь в связи с обстоятельствами, сложившимися на производстве по вине нанимателя и приведшими к утрате физическим лицом профессиональной трудоспособности, степень которой установлена медико-реабилитационной экспертной комиссией; единовременная материальная помощь в размере государственной месячной тарифной ставки (оклада), выплачиваемая на оздоровление при предоставлении трудового отпуска работникам, проживающим (работающим) в зонах первоочередного и последующего отселения, а также в зоне с правом на отселение; единовременная материальная помощь в размере 3-х минимальных заработных плат, выплачиваемая лицам, принятым на прежнее место работы после прохождения срочной военной службы; суммы в размерах, установленных законодательством, выплачиваемые нанимателем за время отпуска перед началом работы выпускникам профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшие или средние специальные учебные заведения;

? единовременная материальная помощь, оказываемая по месту основной работы юридическими лицами и предпринимателями одному из близких родственников умершего работника этих юридических лиц и предпринимателей, а также единовременные суммы материальной помощи, оказываемой работникам по месту основной работы в связи со смертью близких родственников – в размере до 500 минимальных заработных плат по каждому случаю. При этом к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги;

? материальная помощь, стоимость подарков, средства на цели социальной защиты (оплата путевок, курсовок, медицинских и бытовых услуг, удешевление питания, приобретение проездных билетов, разного рода абонементов, плата за учебу в учебных заведениях), выдаваемые по месту основной работы (службы, учебы) физических лиц юридическими лицами и предпринимателями, в размере до 30 минимальных заработных плат в течение календарного года на момент выдачи. Учет указанных выплат юридические лица и предприниматели обязаны вести по каждому работнику.

? доходы в размере минимальной заработной платы за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход. Вычет указанного дохода производится в течение года источником выплаты дохода по месту основной работы (службы, учебы) физического лица, а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – источником выплаты по письменному заявлению налогоплательщика при предъявлении трудовой книжки либо налоговым органом;

? доходы на содержание детей и иждивенцев в размере двукратной минимальной заработной платы на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход. Вычет указанных доходов производится с месяца возникновения права на такой вычет на основании соответствующих документов, т.е. с месяца рождения ребенка и т.п.

К числу иждивенцев, в частности, относятся студенты и учащиеся дневной формы обучения до 23 лет, не имеющие других доходов, кроме стипендии.

Наиболее полно перечень льгот по подоходному налогу представлен в ст. 3 Закона. Кроме того, местные Советы депутатов или, по их поручению, местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим и физическим лицам Республики Беларусь льготы по налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, за исключением налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов. В соответствии с решением Мингорисполкома от 5 июня 2001 г. № 730 для получения льготы, в частности, по подоходному налогу, граждане подают соответствующее заявление в администрацию района по месту жительства.

Законом предусмотрено несколько способов перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного из доходов физических лиц.

Если физическим лицам доходы были выплачены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, то исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога возлагается на данных субъектов хозяйствования – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом если доходы выплачиваются лицам, не состоящим в трудовых и связанных с ними отношениях с данным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то по мере выплаты или ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, юридические лица и предприниматели обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика сведения о выплаченных (перечисленных) физическим лицом доходах. Форма сведений приведена в Приложении № 10 к Методическим указаниям.

В случае, если доходы получены от других физических лиц, за границей или из-за границы и т.п., физические лица в 30-дневный срок со дня получения дохода представляют в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика (по месту жительства) декларацию, в которой указывают размер полученного дохода и размер предполагаемого дохода до конца календарного года. Исчисление подоходного налога производится в данном случае налоговым органом, который вручает физическому лицу соответствующие документы, в которых указаны сроки оплаты платежей и их сумма. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» своевременно не уплаченные в бюджет суммы налогов взыскиваются с начислением за каждый день просрочки пени в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на момент взыскания средств. Кроме того, плательщикам предъявляется финансовая санкция в размере 10% причитающихся сумм налога.

По окончании календарного года физические лица (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь), получившие доходы по месту основной работы (службы, учебы), не по месту основной работы (службы, учебы), от предпринимательской деятельности, от других физических лиц, за границей или из-за границы и т.п., обязаны не позднее 1 марта представить в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика Республики Беларусь декларацию о совокупном годовом доходе.

Декларация о совокупном годовом доходе не представляется, если физическое лицо:

? получило в истекшем календарном году доходы только по месту основной работы (службы, учебы), хотя бы и менявшие в течение календарного года место основной работы (службы, учебы), за исключением случаев, когда по прежнему месту основной работы (службы, учебы) выплачиваются какие-либо доходы после увольнения;

? получило доходы только от одного источника (юридического лица или предпринимателя) по гражданско-правовым договорам;

? получило только доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии с подпунктом 1 п. 3 Методических указаний (п. 1 ст. 3 Закона);

? у которого полученный облагаемый совокупный годовой доход от юридических лиц и предпринимателей в истекшем году не превысил доход, с которого исчисление налога производится по минимальной ставке в соответствии с подпунктом 1 п. 6 Методических указаний (п. 1 ст. 6 Закона), т.е. по ставке 9%;

? получившее только доходы, налогообложение которых производится в соответствии со ст. 17 Закона по ставке 15 или 40% (доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе); доходы за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата; доходы в виде авторских вознаграждений, выплачиваемые юридическими лицами и предпринимателями наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно); доходы, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица либо выхода его из состава участников).

Разница между исчисленной суммой налога по совокупному годовому доходу и суммами налога, уплаченными (удержанными) в течение года, подлежит уплате физическими лицами либо по их заявлению возврату или зачету им налоговыми органами не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Если срок платежа приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, срок уплаты переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.
ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...
Honya
Статус неизвестенHonya
ira-sh-n@mail.ru
Беларусь, Минск
#5[348358] 15 июня 2011, 12:06
фсзн по желанию иностранного гражданина, организация должна оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы паралельно с ним гражданину выдают разрешение на временное пребывание... :)
Smile
Статус неизвестенSmile
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#6[348360] 15 июня 2011, 12:09
Honya писал(а):
фсзн по желанию иностранного гражданина, организация должна оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы паралельно с ним гражданину выдают разрешение на временное пребывание... :)[/quote]
это если фирма приглашает на работу, а если гражданин уже тут и ищет работу, то у него должна быть регистрация
Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите — вы обречены прожить жизнь, полную смысла
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#7[348372] 15 июня 2011, 12:21
а лицензия на привлечение иностранных граждан уже же не нужна, да?
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#8[348374] 15 июня 2011, 12:23
Smile писал(а):
Honya писал(а):
фсзн по желанию иностранного гражданина, организация должна оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы паралельно с ним гражданину выдают разрешение на временное пребывание... :)[/quote]
это если фирма приглашает на работу, а если гражданин уже тут и ищет работу, то у него должна быть регистрация
да, гражданин приезжает сюда сам и здесь будет потом искать работу
Honya
Статус неизвестенHonya
ira-sh-n@mail.ru
Беларусь, Минск
#9[348376] 15 июня 2011, 12:26
лицензию отменили....но для получения разрешения на привличение иностранных граждан в заявлении нужно обосновать причину превлечения :) и это самое сложное
Цитата:
это если фирма приглашает на работу, а если гражданин уже тут и ищет работу, то у него должна быть регистрация
даже если оно уже есть, то выдано на имя организации, и его нужно переделывать.... вот только возможно ошиблась в названии, может разрешение не на пребывание а на трудоустроиство *SCRATCH*
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Gogo Morieli
Статус неизвестенGogo Morieli
vic8308@mail.ru
Страна Чудес, Поле Дураков
#10[348378] 15 июня 2011, 12:28
Honya писал(а):
лицензию отменили....но для получения разрешения на привличение иностранных граждан в заявлении нужно обосновать причину превлечения :) и это самое сложное
а разве разрешение выдается не тогда, когда привлекается больше 15 человек? *SCRATCH*
« Первая ← Пред. 2 3 4 5 6 7 8 9  ... След. → Последняя (26) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 148 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники